Эпиграф.ИНФО

«Масленицу завершал «целовальник»

2468
«Масленицу завершал «целовальник»

Как отмечали Масленицу на Руси рассказала Президентская библиотека.

В этом году масленичная неделя продолжается с 28 февраля по 6 марта. В народе праздник издавна называют Масленица «честнАя», «широкая», «разгульная». Неизменной традицией в эти дни остаётся выпекание блинов, они символизируют весеннее солнце. В прежние времена обычай носил ещё и поминальный смысл, первый блин отдавался нищим на память усопших.

Все дни сырной (масленичной) недели имели свои особые названия и значение: понедельник — встреча; вторник — заигрыши; среда — лакомки; четверг — разгул; пятница — тёщины вечерни; суббота — золовкины посиделки. Завершал масленичную неделю целовальник, прощёный день — воскресенье.

В первый день Масленицы (понедельник — встреча) на Руси устраивали всевозможные качели, балаганы для скоморохов, ставили столы со сладкими яствами. К весёлой традиции в народе относились серьёзно. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину жить в горькой беде, а при старости лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.

Во второй день празднеств — «заигрыши» — соседи приглашали друг друга отведать блинов. Масленичные обычаи в этот день клонились к сватовству, чтобы после Великого поста непременно сыграть чью-нибудь свадьбу. После всех угощений, гостей отпускали кататься на горки, где женихи за праздничными забавами выбирали себе невест.

В третий день, «лакомки», тёщи принимали своих зятьёв на блины, а чтобы развлечь любимого зятя, звали в гости всех родных.

В широкий четверг, или «разгул», начиналось самое веселье. Народ развлекался катаньями по улицам, играми и кулачными боями.

На «тёщины вечерни», в пятницу, наступала очередь зятьям угощать своих тёщ. Следуя традиции, накануне вечером зять должен был лично пригласить тёщу, а утром прислать парадных «позываток». И чем больше народу приходило звать тёщу к зятю на блины, тем больше было почестей, которые он ей оказывал.

В субботу, на «золовкины посиделки», главным действующим лицом становилась молодая невестка, которая приглашала своих родных к себе в гости.

Последний день Масленицы — «проводы» или «целовальник», сопровождался на Руси различными обрядами. Один из них — разъезд по городу — описал в 1894 году искусствовед Иван Божерянов. «Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В передние ставили столб и на него клали колесо, на которое сажали мужика, опытнаго в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками», — пишет Божерянов.

Главная традиция Масленицы — сжигание чучела — дошла до наших дней. В древней Руси на «прощёное воскресенье» соломенное чучело в женской одежде или деревянную куклу, олицетворявших Масленицу, хоронили или сжигали.

Своё название «целовальник» или «прощеный день» получил из-за обычая просить прощения друг у друга. Этот обряд между родственниками происходил вечером: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощенья; после них приходили все близкие знакомые.

«Последние два дня на сырной неделе, (субботу и воскресенье)… посвящают на испрашивание друг у друга прощения. Встретясь, даже на улице… целуются, говоря: "прости меня, в чём я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом“. — Бог тебя простит и Божия Матерь, — отвечает ему другой, — и в знак примирения целуются», — пишет этнограф Александр Терещенко в издании «Быт русского народа» (1848).

Напомним, ранее историки рассказали о том, как отмечали Новый год в Советском Союзе.

По материалам сайта www.prlib.ru
Фото: pixabay.com



Новости Эпиграф.инфо