В то время как российская экономика переживает не лучшие времена, а аналитики говорят о том, что худшее еще впереди, можно признать, что на региональном уровне процесс замедления активности будет идти неравномерно.
Официальные цифры Госстата по стране говорят, что спад наблюдается по многим показателям: инвестиции в основной капитал (–4,3% г/г в марте), внешняя торговля (объемы импорта сократились на 9,4%, а экспорта – на 12,7%), промышленное производство (+1,4% против +2,1% в феврале), в то время как рост инфляции уже достиг 7,3%, что превышает и целевой уровень ЦБ, и официальные прогнозы на текущий год. Естественно, в результате реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают падать (–6,8% в марте против +2,1% в декабре 2013), что ограничивает покупательную способность населения и давит на показатели розничной торговли.
Уже на текущий момент по результатам первого квартала с уверенностью можно отметить развитие подобных тенденций на региональном уровне. К примеру, позиции Сибирского (СФО) и Дальневосточного федеральных округов (ДФО) оставались стабильными даже в кризис 2008–2009 гг., однако первые данные за этот год показывают, что не все может развиваться так гладко в ближайшее время. К примеру, данные по выборочным областям упомянутых округов (табл. 1) говорят о том, что рост цен в Томской области, Хабаровском крае и Амурской области в первые четыре месяца текущего года временами превышал общероссийские темпы инфляции, что может говорить о дальнейшей уязвимости перечисленных регионов. Высокое давление на потребителей на фоне слабого роста заработной платы и довольно сложной ситуации на рынке труда может нанести удар поначалу по розничному сектору, а затем – по отдельным отраслям промышленности.
К примеру, по предварительным данным Новосибирскстата, в I квартале 2014 года покупательная способность денежных доходов населения Новосибирской области снизилась по сравнению с I кварталом 2013 года по большинству наблюдаемых товаров и услуг. По некоторым категориям товаров показатель упал на 18,9%, и это при том, что область по данным текущего года демонстрировала инфляцию ниже среднероссийских уровней (табл. 1). Ситуация опасна еще и тем, что уровни безработицы в регионе выше общероссийских, хотя стоит признать, что в рамках СФО показатель по Новосибирской области один из самых низких (табл. 2) – наиболее слабые показатели в Республике Тыва и Забайкалье.
Что касается промышленности, то здесь рисуется довольно противоречивая картина, так как некоторые области СФО и ДФО испытывают подъем и наращивают обороты, в то время как другие, напротив, уже демонстрируют спад (табл. 3). Из числа «пострадавших» можно выделить Иркутскую, Новосибирскую области и Приморский край, причем причины снижения показателей совершенно различны.
К примеру, «ахиллесовой пятой» Новосибирского региона является его импортная ориентированность, причем, по данным Сибирского таможенного управления, порядка 45% импорта поступает из Китая, а 10,6% – из Франции. Таким образом, 10%-ная девальвация российской валюты в 1 квартале текущего года уже нанесла удар по компаниям-покупателям. Также это приводит к усилению в регионе так называемой импортируемой инфляции. Кроме того, структура экспорта области говорит о еще одном негативном факторе развития – по данным за 2013 год, наибольший удельный вес экспорта товаров приходился на Украину – 25,9%. Таким образом, эскалация напряженности между Москвой и Киевом может привести к перебоям в торговле и дальнейшему спаду деловой активности в области.
Тем не менее, в целом, следует отметить, что потребителям впадать в панику не стоит, так как девальвационный процесс, наблюдавшийся в первом квартале, уже практически нивелирован – на прошлой неделе пара USD/RUB приблизилась к отметке 34,00, наблюдаемой в середине января текущего года. Политическая ситуация дает надежды на стабилизацию конфликта, что стимулирует интерес инвесторов к российским активам – фондовые индексы России демонстрируют стабилизацию. Таким образом, возможно, уже к концу текущего года негативный эффект от развития ситуации в первом квартале будет компенсирован возвращением иностранных инвестиций в нашу страну и укреплением российской национальной валюты.