Кажется, нет ничего проще, чем сделать бутерброд. Один. Когда нужно изготовить 30-40 тыс. бутербродов, развезти их в три города и продать не более чем за 5 дней, требуется уже не пара человеческих рук, а завод. Я не знаю, как готовят сэндвичи в «Макдональдсе», хотя они на них собаку съели, зато теперь я знаю, как их делает «Подорожник».
Завод «Подорожник» построил в Топках Кемеровской области. Везти до конечного потребителя неблизко, зато качество, как утверждает директор по связям с общественностью компании «Подорожник» Вадим Горяев, стало постоянным и одинаково привычным в любом городе и в любой точке продаж. Мне доводилось видеть, как варят пиво, как лепят пельмени и фаршируют блины. За людей это делают машины. Бутерброды, как думалось мне, собирают люди из покупных ингредиентов. Бутерброды действительно собирают люди, но для того чтобы фирменный вкус был у всех составляющих, наряду с выпеканием булочек на заводе также делают ветчину, сосиски, бифштексы и соусы. Пирожки, блины, самсу, шашлыки, вторые и первые блюда также готовят здесь и тоже по пути механизируя все операции. Настоящая фабрика-кухня, заботливо описанная в шедевре советской эпохи «Книга о вкусной и здоровой пище».
Кто ест продукцию этой фабрики-кухни? Когда специалисты «Подорожника» попытались нарисовать портрет среднего новосибирского потребителя своей продукции, у них получилось примерно следующее. Это молодой мужчина, он уже не студент, начал зарабатывать, но еще не женился, ест бутерброд с бифштексом и готов потратить на уличную еду порядка 80 руб. Любопытно, что в Новокузнецке бутерброды тоже, конечно, в чести, но там с большим удовольствием едят плов. В Томске, когда сеть там работала, также любые вторые блюда шли на ура, а вот бутерброды не очень.
Несмотря на столь непохожие вкусы, конкуренции «Подорожник» не боится. Как утверждает Вадим Горяев, сеть не боится конкуренции с новыми игроками – сетями «Макдональдс» и «Бургер Кинг», которые заявили о своем желании открыть в этом году первые точки продаж в Новосибирске. Во-первых, обе сети работают в формате кафе, а «Подорожник» в большей степени все же еда, которую покупают по пути, хотя формат кафе в сети тоже есть. Во-вторых, с учетом планов по развитию на этот год, местный игрок имеет в 4-5 раз больше мест продаж, чем запланированные заокеанскими изготовителями сэндвичей. В-третьих, благодаря, в том числе, позиции местных муниципалитетов, рынок уличной еды в Новосибирске не насыщен, а готовность населения питаться вне дома растет, – это значит, что для развития места на рынке хватит всем. В-четвертых, приход новых сильных игроков даже выгоден уже существующим сетям, так как подогревает интерес к сегменту в целом. В-пятых, новые игроки умеют учить линейный персонал, а значит, квалификация линейных сотрудников вырастет, что также не может не радовать местного старожила. В-шестых, «Подорожник» внедрил во всех городах и на всех объектах расчеты с помощью пластиковых карт, что для формата уличной еды явление очень нечастое.
Спокойное отношение к конкурентам не отменяет игр с ассортиментом. «Подорожник» старательно приучает потребителей есть не только бутерброды, но также пирожки, блины, первые и вторые блюда, пить качественный кофе, как в настоящем кафе. Хотя с производственной точки зрения это для компании регресс: готовка вторых блюд и выпекание пирожков – это возврат к ручному труду. Создавая мощный комбинат в Топках, компания стремилась максимально автоматизировать все процессы. Однако лояльные потребители, которых у компании, по ее собственным данным, 72%, выразили готовность покупать вторые блюда, и «Подорожник» стал расширять ассортимент и увеличивать сеть за счет небрендированной розницы, продавая свою продукцию на автозаправках, в магазинчиках и ларьках.
О планах компания говорит сдержанно, от возврата на старые рынки – в Барнаул и Томск не отказывается, от покорения других городов тоже, с одной оговоркой – это должно быть экономически выгодно.
Ольга Еренкова